Ассоциация Тринахофилов Saeculi XIII - Tempus magnum
Форум сообщества тринахофилов
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Краткий ликбез по теории и практике золотного шитья.
На страницу Пред.  1, 2
 
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Лаборатория
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 25 Июль 2008, 14:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Судя по некоторым постам, не так давно мною прочитаным, вопрос о стирке вышитых изделий вообще и золотного шитья в частности должен быть освещен.

Аксиома: вышивка - вещь очень хрупкая.
Вывод из аксиомы: перед стиркой попрощайтесь с вещью - может быть вы видите ее в последний раз :)

Но если серьезно: для того чтобы грамотно стирать вышитые вещи, лучше поискать в сети статьи о стирке реставрируемых вещей и реставрации тканей, а также приобрести что-нибудь типа переиздания "Домостроя", написания начала двадцатого века.

Собственно это к самостоятельному изучению.
Из необходимых "азов":
любые "супер" порошки, отбеливатели и самые что ни на есть щадящие стиральные программы - это "бесплатный сыр"... И именно в том самом месте.

Основные стирсредства:
1. детское мыло
2. гипоаллергенный порошок "Аистенок"
3. Иногда выручает "розовый цвет Ваниша", но это преимущественно для белых вышивок (вафельки, полотенчики с бахромой и кисточками и проч.).
4. Руки :)

Вспомогательные:
1. Чистые посудные губки (самые мягкие, из тех которые найдем). Можно и не посудную, просто нужно будет нарезать на куски нужных размеров.
2. Вата и тонкое (обязательно тонкое и лучше если это будет не бинт) льняное полотно.

Основные правила стирки:
1. Трем вышивку минимально. Если нитки не линяют (это вышивка без металла) лучше несколько раз замочить ее в растворе детского мыла и прополоскать, а остатки грязи уже "выстирывать" ручками или губкой.
2. Золотная вышивка стирается как можно реже. "Как можно реже" - это не стирать совсем.
Безусловно, не испачкать "совсем" невозможно, равно как трудно жить по принципу "мало - не грязь, много - сама отвалиться", но все позолоты, лаки, покрытия обычно не переживают и первой стирки. Так что на золотной вышивке застирывается обычно именно тот участок, который требует "гигиенического вмешательства". Никаких замачиваний и намачиваний.
Вышивку ровно раскладываем на поверхности. Под загрязненную часть подкладываем чистую ткань (лен, фланель) в несколько слоев. В миске в теплой воде растворяем кусочек детского мыла (кто еще помнит эпоху дефицита объясняю: консистенция как на мыльные пузыри :)). Делаем тампончик из ваты и ткани (первое внутрь, второе - сверху) или берем подходящую по размеру мягкую губку. Ставим рядом миску с мыльным раствором и еще одну - с теплой водой.
Губку окунаем в мыльный раствор и НЕ трем, а "тампонируем" загрязненное место. Если грязь засохшая, то вещь можно оставить лежать, периодически смачивая мыльным раствором пятно - это почти "замачивание", только "местное" :)
В том случае, если грязью является сажа или уголь губка быстро испачкается - не моем ее, сразу берем новую или переворачиваем чистой стороной.
Когда грязь удалена "выполаскиваем" мыло при помощи чистой губки и чистой воды.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 17 Сентябрь 2008, 20:35    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В качестве комментария к уже написанному добавляю ответ на вопрос "что такое настил и с чем его едят".

Дано:
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_1261/
проект - закладка для малого евангелия.
эскиз "голгофский крест" по мотивам одноименного покрова.
Основа - искусственный портьерный шелк с жаккардовым рисунком, дублирован костюмным льном в тон.
Вышивка: "в раскол" (горка, она же Голгофа), шелк "в прикреп" (стены), тонкое индийское золото "в пасмах" (крест).

Стены шью без настила. Разумеется считать нитки на такой ткани невозможно. Эту функцию выполняет разметка, сделанная специальным маркером, выцветающим на свету.
На фоне стен, крест должен быть несколько более выпуклым. Для этого делаем настил льняной нитью.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_1263/
Шаг настила 1,5 мм.
Настил сделан в наиболее широкой части креста, сугубо для наглядности.
С изнаночной стороны настил выглядит вот так:
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_1268/

Настил необходимо закрепить, в противном случае нитки будут смещаться и ровной вышивки, при всем желании, не получится.
лицо
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_1272/?res=upload_ok
изнанка
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_1274/
По закрепленному настилу укладывается золотная нить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 07 Ноябрь 2008, 10:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/7/
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/8/
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/9/
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/10/
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/11/

Более чем наглядные схемы прикрепов. Были опубликованы в Убрусе № 9-10.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 24 Январь 2009, 01:18    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Немножко подробнее об одном из способов перевода рисунка на ткань.

Способ, без сомнения, сильно упрощен и осовременен. С другой стороны, в настоящее время наблюдается острый дефицит профессиональных художников-знаменщиков, т.е. тех кто "знаменил" - наносил будущий рисунок, подготавливая ткань к вышивке, так что метод с практической точки зрения не бесполезен :).

Дано: Миниатюра из манесского кодекса
http://www.tempora-nostra.de/manesse.php?id=203&tfl=44
и ее распечатаная на листе А4 копия.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3911/

Карандаши 3м, 6м и 8м, тонкая шелковая туаль, проходящая в магазинах художественных товаров как "шелк для батика",
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3918/
калька Herlitz.

Результатом будет кошелек, выполненный в стиле opus anglikanum. Приблизительные размеры - 20х27 см.
Данная вещь предполагается к продаже, так что размеры (а также герб) могут быть изменены.

С моей точки зрения, пример для данного форума не совсем удачный, поскольку стиль и художественный прототип соответствуют первой трети 14 века. Тем не менее, с его помощью можно проиллюстрировать большую часть технологических нюансов вышивки опусом.

Сперва перерисовываем основные линии миниатюры на кальку, т.е. делаем прорись. Желательно не одну.
Начинающие уделяют этому этапу исключительно мало внимания, что приводит к абсолютно закономерному появлению всяческих ошибок и "траблов" в работе. Как например: слишком узкие поля вокруг вышивки, проблемы с креплением золотной нити вокруг мелких объектов или что-нибудь еще, не менее неприятное :)...
Композиция должна быть целиком и полностью проработана на данной стадии. После перевода на ткань в нее могут быть внесены некоторые изменения, но, зачастую, незначительные.
Не стоит "экономить время" и ограничиваться одной прорисью. Многократное копирование позволяет визуально запомнить основные линии и детали и не пропустить их при переводе рисунка на ткань.

http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3912/
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3913/

Запяливаем ткань.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3917/
В данном случае, предпочтение отдано суровой бязи, так как это ткань с ровным и достаточно разреженым переплетением нитей, чтобы не тратить время на настил под золото.
Ткань запялена без спиц, так как она достаточно тонкая. Сильно ее растягивать не нужно, чтобы избежать деформирования вышивки после снятия с рамы.

Переводить рисунок на подобную ткань очень неудобно. Именно из-за разреженности нитей.
Отрезаем кусок туали по размеру чуть больший чем наша будущая вышивка и аккуратно приметываем с трех сторон к бязи, слегка натягивая.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3918/
Подтягиваем ткань на раме. Туаль соответственно тоже подтягивается.

С оставшейся неприметаной стороны, запихиваем копию миниатюры.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3922/

Завариваем крахмал. Немножко. Густота - как получится (все равно потом можно разбавить). Нам нужна консистенция - как на подкрахмаливание кружев.
Чистой губкой, или широкой кистью увлажняем туаль крахмальным раствором.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3922/
Проглаживаем утюгом. Сперва с изнаночной стороны, а потом же со строны крахмальной туали.
Можно и сразу по крахмалу, но тогда придется некоторое время отчищать утюг :), так как крахмал заварится прямо на нем.

Карандашами 6м и 8м прорисовываем контуры, складки, руки и основные детали. 3м - лицо, прическу и мелкие детали.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3926/

Осторожно вынимаем лист (он местами приклеился, так что сильно не дергаем).
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3927/
и приметываем четвертую сторону куска туали.

В результате этих нехитрых действий имеем:
- приемлемую прорись уже на заготовке под кошелек;
- нитки бязи прекрасно будут считаться и через туаль, так что необходимость в настиле отсутстует;
- шелковое шитье будет лучше ложиться на ровную туаль.


Последний раз редактировалось: human (01 Февраль 2009, 12:11), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 24 Январь 2009, 01:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если бы планировалась вышивка пеших персонажей, было бы не лишним внести некоторые изменения в рисунок - добавить рамку.
Как, например, в этих вышивках фигуры заключены в ромб, что позволяет разнообразить фон дополнительным швом и привлечь внимание зрителя именно к центру композиции.
http://www.bildindex.de/bilder/MI01602g07a.jpg
http://www.bildindex.de/bilder/MI01602g08a.jpg
В нашем случае, это будет лишним, так как эффект "движения всадника" будет уничтожен узкими полями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 24 Январь 2009, 21:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Коричневым шелком (№ 65), в одну нитку, швом "в раскол" прорабатываем контуры лица и рук, а также линии носа и бровей и глаза.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3931/

Шелком телесного цвета (№ 65), в одну нитку, заполняем контуры рук и лица.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3933/
Необходимо обратить внимание на то, что даже настолько небольшие площади как маленький лик или руки, вышивались "по форме", стремясь передать объем и пластику.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 26 Январь 2009, 23:39    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Более темным цветом прорабатываются контуры и складки.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3938/

После этого шьется основной цвет.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_3941/

Необходимо помнить, что это всего лишь миниатюра и углубить складку еще одним, более темным тоном мы всегда успеем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 30 Январь 2009, 01:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Маленькое занудное отступление на тему "работы с источниками" :)

Если с самим опусом все уже более или менее ясно, с вышивкой швом "в раскол" тоже, остается только один проблемный момент - заполнение фона.
1170 г.
http://photofile.ru/users/rusia/1248184/28933107/

1186 г.
http://www.1186-583.org/IMG/jpg/bourse_XIIeme_trsor_cathedrale_d_auxere_.jpg

1300 - 1315
http://www.bildindex.de/bilder/MI01602g08a.jpg
http://www.bildindex.de/bilder/MI01602g07a.jpg
http://www.bildindex.de/bilder/MI07906e01a.jpg
http://www.bildindex.de/bilder/MI07906d14a.jpg

1320
Цурих
http://www.boryssnorc.com/images/articles/embroideredpouches/swissalmspurse1.jpg


http://www.boryssnorc.com/images/articles/embroideredpouches/EmbroideredPouch1300-50.jpg
датировка стандартна :-/, то что я отношу ссылку на омоньер к группе вышивок более ранних, не означает, что он не мог быть сделан в середине века.
http://www.cottesimple.com/alms_purse/cloisters_purse_large.htm
он же (здесь его датируют серединой 14)
http://www.boryssnorc.com/images/articles/embroideredpouches/EmbroideredPouchDetail.jpg
его фрагмент.

1340-1345
http://www.doctorbeer.com/joyce/emb/almpouch/xi.jpg
http://www.doctorbeer.com/joyce/emb/almpouch/216.jpg
http://www.doctorbeer.com/joyce/emb/almpouch/217.jpg
http://www.cottesimple.com/alms_purse/cluny_purse_large.htm

http://www.boryssnorc.com/images/articles/embroideredpouches/1340paris.jpg
http://www.boryssnorc.com/images/articles/embroideredpouches/1340parisdetail_full.jpg
деталь


Безусловно выборка очень мала, но обращает на себя внимание следующая тенденция: конец 12 в. - фон не зашит либо зашит шелком (рельефности гобеленовой вышивки еще нет); на 1300-1315 у нас есть два варианта - фон, зашитый стебельчатым швом и сочетание гобеленовых швов, создающих рельефный фон (в данном случае есть и прикрепы, судя по всему, и шелковой и золотной нити, но точнее, пока мы не увидим приличное изображение, сказать нельзя); 1340-1345 - фон заполнен либо гобеленовым швом (возможно это и прикреп шелка по шелку), либо золотной нитью.


*прим. Амоньеры с рельефной вышивкой как пример здесь не приводятся - это совершенно другая разновидность.

Для того чтобы сделать конкретные выводы, информации недостаточно... Однако, можно высказать осторожное предположение о том, что для заполнения фона кошелька, логичнее предпочесть одну из гобеленовых техник или сочетание нескольких, возможно с вкраплениями шитья "в прикреп".


З.Ы. от 01.02.2009

Писала пост ночью :)
Сегодня перечитала и вношу коррективы.
С моей точки зрения, для амоньера к комплексу на первую треть 14 в., логичнее предпочесть фон, заполненный шелком (прикреп под гобеленовые техники, счетный стебельчатый шов или, возможно, гобелен).
В том случае, если комплекс на более поздний период, уместность заполненения фона золотом или комбинации прикрепов золота и шелка, никаких сомнений не вызовет.


Последний раз редактировалось: human (22 Февраль 2009, 11:02), всего редактировалось 7 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 11 Февраль 2009, 23:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

*по причине большого количества работы в офисе, периодических разъездов и посещений стоматолога, продолжаю цедить информацию в час по чайной ложке :)

Еще один нюанс, о котором не лишне было бы упомянуть - подбор цветов.
Современная нам вышивка, считает одним из основных принципов комбинацию светлых и темных, а также теплых и холодных тонов. Т.е. если личное вышито в теплой телесной гамме, то, хотя бы граничащие ему, предметы одежды должны каким-то образом контрастировать. Это не обязательно, но за счет этих контрастов детали вышивки не теряются.


Судя по имеющимся у нас образцам, в 13 в. (как впрочем и позднее) к этому правилу прибегали не всегда. Во всяком случае, примеры когда костюм персонажа выполнен практически тем же цветом, что и фон, неединичны.
Так что в случае, когда кота персонажа желтая (см. миниатюру), а фон светлый (т.е. выполняться будет светло-желтым или бежевым цветом), не стоит в экстренном порядке менять цвет коты, скажем, на контрастный зеленый. Достаточно просто взять нитки насыщенного желтого цвета, или сделать фон холодно-бежевым. В использовании разных оттенков одного цвета, тоже никакой ошибки не будет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 23 Февраль 2009, 15:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще раз, считаю необходимым занудно напомнить о таком явлении как "деформация ткани во время вышивки"

http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/IMG_5263/
При заполнении достаточно больших площадей швом стебельчатым или "в раскол", ткань деформируется. По направлению стежков она будет стянута, перпендикулярно стежкам растянется.

обращаем внимание на копье нашего "героя". За счет деформации ткани древко стало откровенно кривеньким :). Если бы оно было полностью вышито, пришлось бы распарывать, поэтому такие детали, которые принципиально должны быть ровными, только намечаются рядом стежков, а вышиваются в последнюю очередь.


Прическа.
http://foto.rambler.ru/users/foto-gerl/5/12/
Вообще опус предполагает достаточно сложные цветовые сочетания, иногда даже весьма неожиданные. Как например на Sion Cope
http://www.drakt.org/images/webbilder/SYON%20COPE/Detail%201315%20to%2035.jpg
(отдельное спасибо Русе за ссылку :)).
В нашем случае, использовано три цвета: коричневый для контуров, чуть рыжеватый и золотисто-песочный.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 04 Июль 2010, 18:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

церковная лавка на Раушской закрылась. Магазин переехал на м.Динамо, ул. Красноармейская, д.2.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
human



Зарегистрирован: 06.01.2008
Сообщения: 211
Откуда: Minsk

СообщениеДобавлено: 04 Октябрь 2011, 20:33    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пара вкусных фотографий кошельков с прекрасной детализацией снимков

http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/170008096?rpp=60&pg=1&ao=on&ft=embroidery+bag&when=A.D.+1000-1400&pos=47

http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/170006613?rpp=60&pg=1&ao=on&ft=embroidery+bag&when=A.D.+1000-1400&pos=13

http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/170006612?rpp=60&pg=1&ao=on&ft=embroidery+bag&when=A.D.+1000-1400&pos=45

На этой фотографии хорошо видно, что фон действительно заполнен в "гобеленовой" технике

http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/170008603?rpp=60&pg=1&ao=on&ft=embroidery+bag&when=A.D.+1000-1400&pos=48
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
[Новая Тема   Ответить]    Список форумов Saeculi XIII - Tempus magnum -> Лаборатория Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB